суббота, 31 октября 2015 г.

"Мне 12 лет, я аэрокосмический инженер"

Чемпионат рабочих профессий WorldSkills Hi-Tech-2015 — так называются
соревнования, в которых меряются навыками мастера современных
высокотехнологичных профессий. Вот уже второй год подряд «олимпиада
рабочих рук» проходит в Екатеринбурге. В этом году состязаться в
мехатронике, мобильной робототехнике, лазерной резке и прочих
суперсовременных умениях будут 36 команд из 32 регионов.

Москва: главврач больницы уволился в знак протеста

Главный врач Московской инфекционной больницы N1 в пятницу, 30 октября,
написал заявление об уходе из-за планируемого с 1 ноября сокращения
детских отделений и медицинского персонала больницы, сообщает РИА
"Новости" со ссылкой на заведующего третьим отделением учреждения Сергея
Бунина.

Подростки умеют только тратить

Большинство родителей не привлекают своих детей к вопросам планирования
семейного бюджета и не обсуждают с ними вопросы, связанные с деньгами,
экономикой и финансами. Об этом свидетельствуют данные первого в России
исследования финансовой грамотности детей и подростков, проведенного
Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) при партнерстве
ряда коммерческих и общественных организаций.

Радиация от АЭС Фукусимы начала массово уничтожать дельфинов

У побережья японского города Фукусима, которая омывается Тихим океаном,
обнаружены 17 мертвых дельфинов. По предварительной информации,
млекопитающие погибли из-за радиационного воздействия.

Вы правда всё это знаете или прочитали в интернете?

Благодаря интернету у нас может возникнуть иллюзия знания - уверенность в
том, что мы знаем о чем-то, хотя в действительности этой информацией не
обладаем. К счастью, подобное заблуждение излечимо, пишет в статье для
сайта BBC Future психолог Том Стаффорд.

В Греции начат проект по возрождению Колосса Родосского

Группа молодых специалистов из разных стран мира начали достаточно
амбициозный проект по возрождению одного из 7 Чудес Света – Колосса
Родосского. Эта 30-метровая статуя греческого бога солнца Гелиоса была
установлена на острове Родос в 280 г. до н.э., чтобы отпраздновать
победу правителя Кипра, Антигона I Монофталмуса, пишет интернет
издание 365news.biz. Но в 226 г. до н.э. памятник разрушило
землетрясении. А в 654 г. уже нашей эры остатки монумента были вывезены
сарацинами, захватившими Родос. 

Определенные количественные обязательства — основа альтернативной модели регулирования выбросов парниковых газов

Определенные количественные обязательства — основа альтернативной модели регулирования выбросов парниковых газов

Введение
Во исполнение Указа Президента России «О сокращении выбросов парниковых газов» от 30 сентября 2013 г. № 752 Правительство России распоряжением от 2 апреля 2014 г. № 504 утвердило план мероприятий по выполнению Указа, рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Федерации осуществлять необходимые мероприятия по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75% объема указанных выбросов в 1990 году.
В соответствии с Планом Правительства, утвержденным во исполнение Указа Президента в 2014 году и скорректированным в 2015 году, разработка целевых показателей по отраслям экономики намечена на 2016 год.

1 апреля 2015 года Российская Федерация представила в Секретариат рамочной Конвенции ООН об изменении климата свои определяемые на национальном уровне вклады (INDC) и соответствующие пояснения к ним, которые содержат основные параметры предполагаемых количественных обязательств России на период до 2030 г. Представление, в первую очередь, свидетельствует о намерении Российской Федерации принять на себя определенные количественные обязательства на долгосрочную перспективу.

В соответствии с представленным Минэкономразвития России в сентябре 2015 года на обсуждение проектом федерального закона, в начале 2016 года Правительство РФ получит полномочия на введение ограничений объема выбросов парниковых газов субъектами экономической деятельности.
Регулирование выбросов парниковых газов, как и внедрение экономических, рыночных подходов к регулированию негативного воздействия на окружающую среду вообще, в России находится на зачаточной стадии развития, но опыт свидетельствует о большой вероятности развития такого регулирования по инерционному пути: от обязательной отчетности о выбросах к установлению целевых показателей по отраслевому признаку, затем, очевидно, в самой ближайшей перспективе, — к административному принуждению к достижению показателей с использованием, по мере возможности, механизмов государственного субсидирования отдельных проектов по сокращению выбросов (см. рис. 1).

Рис. 1. «Колея» инерционного развития

1n

Со стороны делового сообщества поиск решений по-прежнему ведется в шорах традиционного подхода к технической, санитарной безопасности и охране окружающей среды, при котором парниковые газы рассматриваются лишь как еще одно подмножество загрязняющих веществ, за выбросы которых государство намерено взимать плату.

Поворота в сторону использования рыночных механизмов на основе стоимости прав на выбросы парниковых газов пока не происходит ни на практике, ни в создании необходимых для этого предпосылок или элементов институциональной среды. Это означает, что пока не сформирована возможность возникновения альтернативной государственной модели регулирования выбросов парниковых газов, то есть основанной не на патерналистских административно-командных, а на экономических принципах. Справедливости ради следует заметить, что то же относится и к другим проблемам регулирования охраны окружающей среды и природопользования.

На настоящий момент наиболее вероятной представляется перспектива развития модели технического регулирования с использованием принципов НДТ. Практическая функциональная эффективность принципов НДТ, однако, зависит от базового подхода, в рамках которого они применяются и той роли, которая им предназначается.

При административном подходе НДТ из средства экологической политики превращаются в цель и происходит подмена принципа достижения наилучшего из возможных экологических результатов при наименьших экономических издержках принципом достижения возможного экологического результата при использовании административно установленной «наилучшей доступной технологии производства товаров и услуг». При этом принципы НДТ становятся источником необоснованной ренты, которая изымается путем субсидирования «наилучших доступных технологий» за счет отказа от и изъятия средств из наименее затратных экологических решений.

При подходе, основанном на количественных обязательствах, критерии и принципы НДТ могут стать незаменимым практическим инструментом оценки обоснованности обязательств, а также долгосрочного технологически обоснованного бюджетирования объемов выбросов.

Выбор модели регулирования по плану мероприятий Правительства, принятого во исполнение Указа «О сокращении выбросов парниковых газов», должен быть сделан к сентябрю 2017 года, а принципиально различных подходов, способов такого регулирования всего три (см. рис. 2):
1. Административное регулирование.
2. Налоговое (ценовое) регулирование.
3. Рыночное (количественное) регулирование.

Рис. 2. Выбор модели регулирования выбросов парниковых газов

2

Для эффективного выбора, формирования и развития модели необходимо соотнесение составных частей и элементов регулирующего воздействия — будь то системы мониторинга, отчетности и верификации, целевых показателей, принципов НДТ, механизмов принуждения и поддержки и т.д. — с одной их этих трех моделей и ясное конструктивное позиционирование основных участников в качестве сторонников того или иного выбора.

До тех пор, пока не установлена прямая институциональная связь уже осуществляемых и планируемых к реализации программ по повышению энергоэффективности, энергосбережению, развитию возобновляемой энергетики и инноваций и т.д. с количественными обязательствами, не возникает и самостоятельной политики по снижению негативного воздействия на климат как инструмента выполнения международных обязательств.


Апология количественных обязательств

Сторонникам рыночного (количественного) регулирования или, семантически точнее в данном случае, управления объемами выбросов парниковых газов целесообразно сосредоточить внимание на возможностях развития модели на основе концепции «определенных количественных обязательствах по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов», признанной на международном уровне Сторонами РКИК ООН и Киотского протокола.

По оценке МГЭИК, для сдерживания глобального потепления двумя градусами Цельсия с вероятностью от >33% до >66% общий объем антропогенных выбросов парниковых газов с 1861–1880 гг. должен остаться в пределах от нуля до 3300–2900 Гт эквивалента диоксида углерода (СО2), соответственно, из которых от 1630 до 2150 Гт СО2 уже было выброшено в атмосферу к 2011 году. Таким образом, для того, чтобы с приемлемой степенью вероятности предотвратить катастрофические изменения климата, общий объем парниковой эмиссии с 2011 года должен остаться в пределах 750 Гт СО2. По аналогии с редкими природными ресурсами, чем больше он эксплуатируется, тем более «трудноизвлекаемым» он становится, тем с большими издержками связана его эксплуатация.

В пространственно-временной дихотомии причинителя вреда и терпящего вред в географическом измерении некоторым странам отводится основная ответственность за накопленный ущерб, а другие рассматриваются как наиболее уязвимые с точки зрения климатических рисков. Во временном измерении наиболее уязвимой стороной являются будущие поколения. Таким образом ограниченный адаптационными возможностями климатической системы остающийся общий ресурс прав на выбросы парниковых газов принадлежит не только нынешним операторам источников или тем, кому наносится основной вред от выбросов, но и будущим поколениям, интересы которых в качестве экономических агентов также должны быть учтены. Более того, в данном случае именно будущие поколения в основном выступают в качестве стороны, терпящей вред. В системе, основанной на количественных обязательствах и правах на ограниченный ресурс, эти права приобретает тот, кто выше ценит возможности, даруемые такими правами, или ущерб, предотвращаемый изъятием таким прав. Поэтому при проектировании конкретной системы (рынка) должен быть предусмотрен механизм, позволяющий реализовать интересы стороны, терпящий ущерб. Это, в первую очередь, долгосрочное бюджетирование ресурса, но, возможно, и разработка специального рыночного инструмента, подобного долгосрочному фьючерсному контракту.

В 2015 году общее покрытие программ определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов за счет схем квотирования и торговли с запуском СТВ Южной Кореи достигло 4,6 Гт в год, а в 2016–2017 г. с учетом планов КНР может приблизиться к 7 Гт, в сравнении с 32 Гт СО2 глобального объема антропогенных эмиссий в 2014 году.

Определенные количественные обязательства по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов и основанное на них долгосрочное бюджетирование объемов выбросов являются инструментом прямого действия экологически осмысленной политики снижения глобального антропогенного воздействия на климатическую систему.

Широко распространен тезис о том, что ограничение объемов выбросов СО2, а, следовательно, и объемов сжигания ископаемого углеводородного топлива ведет к снижению спроса и падению цен на него. При том, что это, на первый взгляд, очевидная, хотя и не подтвержденная закономерность, существует и другое, уже подтвержденное расчетными моделями потенциальное воздействие долгосрочного бюджетирования парниковых выбросов на образование «нефтегазовой ренты». При долгосрочном бюджетировании выбросов и их квотировании, то есть при установлении долгосрочных определенных количественных обязательств, происходит рост объема природоресурсной ренты. Налогообложение выбросов (или сжигания ископаемого топлива) снижает долю производителей в ресурсной ренте тем больше, чем менее точным является выбор налоговой ставки. Но установление определенных количественных обязательств, долгосрочное бюджетирование и квотирование выбросов приводит к росту объема ренты и доходов производителей за счет того, что, в-первых, возникает предел возможного извлечения ископаемого топлива, во-вторых образуется «климатическая» рента. В соответствии с моделью, при общем бюджете добычи и сжигания ископаемого топлива, соответствующем сокращению выбросов для ограничения роста температуры в пределах 2 °С до 2100 года, объем ресурсной ренты увеличивается в 8,63 раза в начале 21 века и в 37,88 раз к концу 21 века.

Излишне говорить, какое значение для ресурсной экономики, которой в значительной части является российская экономика, имеют эффекты воздействия бюджетирования выбросов СО2 на оценку топливных ресурсов вообще и воздействия налоговых механизмов и механизмов, основанных на определенных количественных обязательствах, на образование природной и климатической ренты.
Приобретшее за последние годы большую известность исследование «Несгораемый углерод — не таят ли финансовые рынки углеродный пузырь?» также построено на предположении, что усилия мирового сообщества по борьбе с глобальным изменением климата будут успешны и приведут к ограничению потребления ископаемого топлива (бюджетированию ресурса) на таком уровне, чтобы не допустить повышения температуры атмосферы более чем на 2 °С. В этом случае выбросы в атмосферу от сжигания ископаемого топлива до 2050 года должны быть ограничены 564 ГтСО2-экв, а значит, может быть использовано не более 20% запасов ныне известных, разведанных углеводородов. При этом капитализированные на финансовых ранках в качестве активов запасы нефти, угля и газа России, по данным исследовании, соответствуют парниковой эмиссии 253 ГтСО2-экв, то есть почти половине «глобальной квоты».

Исследование исходит из того, что при сохранении нынешних темпов роста потребления ископаемого топлива предел будет достигнут уже к 2027 году. Отсюда следует вывод, что капитализация нефтяных, угольных компаний на финансовых рынках значительно выше их реальной стоимости. Даже если мировому сообществу не удастся ограничить потребление углеводородов именно таким уровнем, риск резкого снижения капитализации запасов ископаемого топлива существенно недооценен. Это произойдет в случае переноса акцента углеродной отчетности на рынках капиталов с текущих эмиссий СО2 на потенциальные, заключенные в объемах резервов топлива, которое сможет быть действительно продано. На этом фоне может произойти переоценка и девальвация общих капитализированных запасов, а в то же время рост капитализации тех запасов, которые будут фактически проданы, в том числе и таких «сомнительных» на сегодняшний день активов, как запасы нефти в битуминозных песках, поскольку перспективы их действительной продажи также вполне реалистичны.

Таким образом, долгосрочное бюджетирование объема прав на выбросы парниковых газов, в числе прочего, позволяет планировать добычу и сбыт углеводородного ископаемого топлива на перспективу, максимизировать природную ренту за счет возникновения климатической ренты, избегать многомиллиардных, в том числе и биржевых, убытков при планировании и осуществлении инвестиций в развитие добычи и транспортировки природного газа, нефти и нефтепродуктов, угля.
Широкое разнообразие существующих в настоящее время форм обязательств или вкладов по смягчению воздействия на климат затрудняет их оценку в универсальной шкале и препятствует их взаимодействию, сопряжению и взаимозаменяемости, необходимых для обеспечения глобального воздействия в виде фактического ограничения и сокращения объема прав на выбросы парниковых газов.
Исходно присущими свойствами универсальности и взаимозаменяемости обладают лишь определенные количественные обязательства по ограничению и сокращению выбросов и основанные на них единицы соблюдения таких обязательств, т.е. права на выбросы парниковых газов.
При этом тем или иным образом должен быть решен вопрос о праве собственности на единицы соблюдения количественных обязательств для создания возможности отнесения их к категории рыночных, биржевых товаров. В США, например, несмотря на определение разрешения на выброс в законе о чистоте атмосферного воздуха в качестве «ограниченного разрешения» ('limited authorization') и оговорку том, что оно не предоставляет право собственности, оно по правоприменительной и экономической практике является биржевым товаром. В Евросоюзе пошли по пути унификации правоприменительной и экономической практики в отношении разрешения на выброс в качестве ценной бумаги, что, однако, связано с гораздо большим объемом регламентирующих ограничений.
На этой основе возможно создание рынка единиц соблюдения определенных количественных обязательств рынка прав на выбросы СО2. Однако рынок не возникает сам собой, не является природным или естественным феноменом, а представляет собой творение человека, усилия которого по созданию рынка могут быть как успешными, так и нет.

Получив по новому федеральному закону полномочия ограничить объем выбросов СО2 субъектами экономической деятельности, правительство лишь предоставит возможность предпринимателям создать или не создать рынок большего или меньшего объема, лучшего или худшего качества. Именно лидеры бизнеса должны создать правила, институты, контракты нового рынка. От успеха этих усилий зависит эффективность исполнения им основной функции — снижения транзакционных издержек — объем и собственно ценность рынка как такового.


Объем же потенциального российского рынка прав на выбросы парниковых газов можно оценивать, как на основе отвлеченных показателей, так и на основе уже имеющегося опыта.

По оценке основоположника финансовых фьючерсов и Чикагской климатической биржи Ричарда Сандора, исходя из глобального объема парниковых эмиссий около 35 млрд тСО2е, рыночной цены за тонну $20 долл. США и стандартного для фьючерсов мультипликатора в пределах 10–20, потенциальный объем рынка составляет примерно $10 трлн долл. США.

Объем углеродных рынков Северной Америки (WCI и RGGI) в 2014 году в натуральном выражении составил 467 млн тСО2, а в стоимостном 3,2 млрд евро. При общем объеме продаж на углеродных рынках в мире в размере 7,7 млрд тСО2, исторически низкой цене и неблагоприятной конъюнктуре в 2014 году его стоимостной объем составил 45 млрд евро. При охвате рынком 50% парниковой эмиссии в России (около 750 млн. тСО2) его объем на раннем этапе можно оценить в размере не менее 1.5 Гт СО2 или одного триллиона рублей (15 млрд. долларов США).

Как говорилось выше, оставшийся общий ресурс прав на выбросы парниковых газов принадлежит не только суверенным государствам, нынешним экономическим агентам в широком смысле этого слова, но и будущим поколениям. Поэтому биржевые инструменты на основе прав на сокращение выбросов, такие как фьючерсные контракты, не только существенно увеличивают эффект рыночных механизмов по снижению транзакционных издержек и мультипликативный эффект, но и, вероятно, могут быть спроектированы с учетом долгосрочной перспективы практически полного исчерпания ресурса.
Проект нового климатического соглашения, которое готовится к 21-й Конференции Сторон РКИК ООН в Париже в декабре 2015 года включает некоторые важные ориентиры и понятия, которые могут помочь создателям рынков и программ, основанных на определенных количественных обязательствах по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов. Так, статья 3 проекта соглашения ('Mitigation') включает понятия, термины, категории и положения о вкладах в снижение негативного воздействия, о «международно конвертируемых результатах снижения негативного воздействия» ('internationally transferrable mitigation outcomes'), о том, что стороны могут сотрудничать при условии учета транзакций, недопущения двойного учета, предусматривает создание механизма в поддержку устойчивого развития и механизма совместного снижения негативного воздействия и адаптации и т.д.

В целом, не задавая жестких рамок, соглашение создает контекст, по крайней мере для международных рыночных механизмов, основанных на определенных количественных обязательства, зачетных сокращениях выбросов, оставляя за скобками торговлю квотами.

Предыдущий или текущий международный режим регулирования выбросов парниковых газов (Киотский протокол) основан на определенных количественных обязательствах с существенным изъятием для развивающихся стран. Это изъятие, перенос принципов механизма «чистого развития» (МЧР) на механизм «совместного осуществления» и в целом нарушение рыночных принципов принятия к зачету компенсирующих сокращений выбросов привело к известным и очевидным перекосам, диспропорциям и даже подрыву европейского углеродного рынка. Компенсирующие сокращения по МЧР нередко оказывались хотя и «дополнительными», но не «фактическими», то есть не являлись сокращениями относительно фактического уровня имеющихся выбросов и не сокращали объем прав на выбросы принимающей стороны. По существу, они стали формой «климатически» и политически мотивированного субсидирования проектов в развивающихся странах за счет развитых. На проектном уровне тот же недостаток стал распространенным и в проектах «совместного осуществления», хотя отличие заключалось в том, что передача сокращений по проектам «совместного осуществления», сопровождалась соразмерным сокращением прав на выбросы принимающей инвестиции стороны. По сути, механизм «совместного осуществления» в международном отношении стал больше относиться к торговле квотами по «схеме зеленых инвестиций», а внутри принимающей стороны формой субсидирования проектов частью национальной квоты.

Этот опыт подчеркивает необходимость восстановления принципиальной целостности рыночной модели, основанной на количественных обязательствах.

Системы и программы, основанные на определенных количественных обязательствах по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов, обладают следующими свойствами:
1. Относятся к определенному множеству источников.
2. Предусматривают ограничение и сокращение выбросов парниковых газов относительно фактического объема выбросов данного множества источников.
3. Соотносятся с определенным периодом времени.
4. Опираются на систему обязательств по мониторингу, отчетности и независимой верификации данных об объемах выбросов и сокращений выбросов множества источников.
5. Содержат существенные меры обеспечения обязательств, то есть либо принуждения к выполнению обязательств, либо меры обеспечения субъектом своих обязательств на случай нарушения.

К числу программ или систем определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов могут относиться действующие, разрабатываемые и будущие программы, основанные на территориальной юрисдикции, отраслевом, корпоративном или ином принципе установления определенного множества источников.

Единицы соблюдения определенных количественных обязательств по таким программам и системам управления выбросами на основе количественных обязательств представляют собой право на выброс 1 тонны эквивалента диоксида углерода в течение определенного периода времени. К единицам соблюдения, основанным на определенных количественных обязательствах по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов, относятся:
1. Квоты (разрешения, лицензии и т.д.), предоставляющие безусловное право на выброс 1 т эквивалента диоксида углерода в течение установленного периода времени (бюджетного или учетного периода).
2. Зачетное сокращение, т.е. фактическое, постоянное, измеримое, независимо верифицированное, не обусловленное обязательными нормативно-правовыми требованиями сокращение выбросов парниковых газов или увеличение их абсорбции поглотителями на 1 тонну эквивалента диоксида углерода (углеродный или компенсирующий кредит), достигнутое в рамках программы или системы определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов или признанное в качестве приобретенного права на выброс 1 т эквивалента диоксида углерода в течение установленного периода времени, по крайней мере, по одной из данных программ или систем определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов, то есть:
a) первичные зачетные сокращения (углеродные или компенсирующие кредиты) могут возникать, только относительно определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов;
b) зачетное сокращение (углеродный или компенсирующий кредит), не относящийся непосредственно к программе или системе определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов, приобретает статус единицы соблюдения обязательств только после признания и фактического принятия ее к зачету в качестве права на выброс 1 тонны эквивалента диоксида углерода одной из программ или систем определенных количественных обязательствах;
c) передача зачетных сокращений (углеродных или компенсирующих кредитов) для увеличения объема прав на выбросы парниковых газов в пределах других программ или систем определенных количественных обязательств сопровождается соразмерным уменьшением объема прав по определенным количественным обязательствам ограничения и сокращения выбросов для программ или систем, охватывающих источники, на которых такие сокращения фактически достигаются.


Таким образом, обязательным условием взаимозаменяемости, перевода, конвертации единиц соблюдения обязательств является сохранение общего объема прав по обязательствам по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов. В том числе при передаче единиц соблюдения обязательным является требование уменьшения прав на выбросы парниковых газов на объем, соответствующий числу переданных единиц у передающей стороны в рамках программы, участником которой является такая сторона (принцип механизма «совместного осуществления» по ст. 6 Киотского протокола).

Зачетные сокращения (углеродные или компенсирующие кредиты) возникли и существуют только в связи с программами определенных количественных обязательств ограничения и сокращения выбросов. Сокращения (углеродные или компенсирующие кредиты), даже верифицированные и зарегистрированные в соответствии с теми или иными стандартами, но не относящиеся непосредственно к конкретной программе или системе определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов, не являются единицами соблюдения определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов.

Представляется, что только единицы соблюдения, в том числе и зачетные сокращения, основанные на определенных количественных обязательствах, должны приниматься и как компенсирующие «углеродный след» по соответствующим корпоративным программам, а также служить основой для программ государственной поддержки сокращения выбросов парниковых газов.

Несмотря на рост доли глобальных антропогенных выбросов парниковых газов, охваченных количественными обязательствами по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов, большая их часть, в том числе в России, остается не охваченной никакими системами или программами контроля, управления или регулирования и таким образом ограниченный адаптационными возможностями климатической системы ресурс прав на выбросы сотен миллиардов тонн эквивалента диоксида углерода, в том числе на выбросы еще десятков миллиардов тонн СО2 в России, остается нерегулируемым, неуправляемым и неконтролируемым и, по существу, бесхозным.
Следует признать, что свободное пользование ресурсом объема антропогенных выбросов парниковых газов, в первую очередь, для обеспечения энергетических потребностей, в течение длительного времени являлось естественным правом, прежде всего, производителей и потребителей топлива и энергии. Лишь в связи с исчерпанием адаптационных возможностей глобальной климатической системы возникла императивная необходимость ограничения прав пользования оставшимся ресурсом.

В такой ситуации наиболее справедливым подходом к распределению ресурса прав на выбросы парниковых газов является передача их в заявительном порядке в управление, в распоряжение, в собственность предпринимателей, производителей общественных ценностей — владельцев и операторов соответствующих источников выбросов — при условии принятия ими определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению объема переданных им прав, а в случае прямого или фактического отказа от таких обязательств владельцев и операторов соответствующих источников выбросов — в управление тех, кто принимает на себя и обеспечивает выполнение обязательств.

Это представляет собой концептуальную основу для:
 объединения предпринимателей, владельцев и операторов источников выбросов, разработчиков и инвесторов проектов по сокращению выбросов, других организаций, поддерживающих принятие на себя определенных количественных обязательств по ограничение и сокращению выбросов парниковых газов и прав по управлению, владению, распоряжению соответствующими единицами соблюдения обязательств;
 разработки и внедрения программы управления выбросами парниковых газов, основанной на определенных количественных обязательствах по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов, включая открытую заявительную регистрацию и учет количественных обязательств и единиц соблюдения таких обязательств при условии их независимой верификации.

Таким образом, в контексте ясного конструктивного позиционирования основных участников в качестве сторонников того или иного выбора целесообразно сосредоточить внимание на мобилизации сторонников рыночного управления ресурсом прав на выбросы парниковых газов на основе регистрации определенных количественных обязательств и соответствующих им прав, например, в рамках ассоциации, имеющей главной целью разработку и внедрение программы управления выбросами парниковых газов, включающей открытый заявительный учет количественных обязательств и единиц соблюдения таких обязательств при условии их обоснования и независимой верификации.
Характеристиками такой программы и обязательств каждого ее участника могут являться требования:
1. Установить исходные параметры определенного количественного ограничения, то есть определить критерий включения и исходное множество источников выбросов парниковых газов (и фактический объем их выбросов).
2. Установить временные параметры бюджетирования, долгосрочного сокращения выбросов парниковых газов данного множества источников, относительно фактического исходного объема (до момента полного прекращения или компенсации всего объема выбросов).
3. Установить отсутствие противоречий и определить взаимодействие с действующими программами регулирования выбросов парниковых газов (ограничения выбросов или субсидирования сокращений выбросов), прежде всего в части обязательных нормативно-правовых требований к объему выбросов парниковых газов данного множества источников (в том числе с установлением предыдущего и последующего звена в жизненном цикле образования выбросов парниковых газов источника, входящего в данное множество).
4. Принять обязательства по мониторингу, публичной отчетности и независимой верификации данных об объемах и сокращениях выбросов по всему множеству включаемых источников.
5. Принять обязательство по применению тех же параметров ограничения и долгосрочного сокращения выбросов к действующим источникам, дополнительно включаемым в программу, и по полной компенсации зачетными сокращениями объема выбросов (прав на выбросы) вновь возникающих источников, добавляемых к данному множеству.
6. Содержать существенные меры обеспечения обязательств, то есть либо принуждения к выполнению обязательств, либо обеспечение субъектом своих обязательств на случай нарушения.
Независимость эколого-климатической роли источников от конкретного места их расположения в принципе позволяет программе иметь распределенный характер вплоть до включения в ее покрытие источников, принадлежащих различным юрисдикциям, регионам и странам при условии принятия принципиально тождественных обязательств и отсутствия противоречий с другими программами регулирования, ограничения или субсидирования.

Логика и мотивы реализации

Опора на определенные количественные обязательства в качестве стержня позволяет обеспечить последовательное и целостное построение институциональной среды регулирования выбросов парниковых газов при сбалансированном участии правительства и субъектов экономической деятельности (см. рис. 3).
рис. 3
Рис. 3. Формирование базовых конструктивных элементов институциональной среды

Первоочередной задачей сторонников модели управления объемом прав на выбросы парниковых газов на основе программы определенных количественных обязательств является признание органами исполнительной власти (правительством) принципиальной возможности регистрировать свои количественные обязательства и возникающие на их основе права и единицы соблюдения обязательств.

Признание такой принципиальной возможности позволяет:
 минимизировать институциональные издержки создания системы регулирования выбросов парниковых газов;
 уточнить прикладной смысл, цель и задачи и развивать функции системы обязательной отчетности;
 создать систему обоснованных целевых показателей сокращения выбросов по секторам экономики и механизм достижения и контроля таких целевых показателей;
 предупреждать риски применения мер административного или налогового регулирования в отношении субъектов количественных обязательств и прав;
 создать основу для пилотных схем рыночного взаимодействия субъектов количественных обязательств и прав между собой и с внешними системами и программами, основанными на аналогичных обязательствах и правах;
 содействовать прогнозированию объема выбросов парниковых газов стране в целом, оценке регулирующего воздействия планируемых Правительством мер, принятию и выполнению международных обязательств России.

Предлагается три ступени для регистрации количественных обязательств, соответствующих им прав и единиц соблюдения:
1. Обоснованная заявка на регистрацию количественных обязательств и объема соответствующих им прав.
2. Регистрация верифицированных количественных обязательств и объема соответствующих им прав.
3. Выпуск (эмиссия) соответствующих единиц соблюдения.

Отсюда, одним из ключевых звеньев программы количественных обязательств является система регистрации обязательств и прав (единиц соблюдения), которая при открытой и децентрализованной информационно-технологической архитектуре позволяет не только обеспечить выполнение основных требований программы, но и обеспечить ее технологическое сопряжение с любыми другими программами и системами определенных количественных обязательств с минимальными транзакционными издержками (см. рис. 4).
рис. 4
Рис. 4. Принципиальная схема регистрации обязательств и прав (единиц соблюдения) и взаимодействия участников

Принятие отдельными субъектами экономической деятельности количественных обязательств ставит вопрос о возможном ущербе их конкурентоспособности, относительно тех, кто не обременен подобными ограничениями и обязательствами. Однако, действующие источники выбросов парниковых газов уже находятся под растущим давлением, если не самих мер регулирования, то, по меньшей мере, все возрастающих рисков введения мер административного, технического, налогового регулирования, и поэтому не представляют собой угрозы конкурентоспособности владельцев и операторов, принимающих на себя ответственность, бремя и выгоды управления своим ресурсом прав на выбросы, и таким образом управляющих рисками «углеродного» регулирования. Объективно в нынешней ситуации бизнес заинтересован в обоснованном резервировании за собой определенной части общего объема ресурса.

Иначе дело обстоит с вновь возникающими источниками выбросов, которые будучи не обремененными ограничениями, по сути, присваивают себе актив в виде прав на выбросы и получают необоснованные конкурентные преимущества.

В этой связи одним из первоочередных требований сторонников модели, основанной на определенных количественных обязательствах, может стать требование к инвесторам проектов не только учитывать объем дополнительной эмиссии новыми источниками в проектной документации, но и принимать обязательства по компенсации такого объема зачетными сокращениями выбросов.
В целом, представляется, что стремление самостоятельно управлять необходимым ресурсом прав на выбросы парниковых газов на основе концепции определенных количественных обязательств является убедительным мотивом для консолидации сторонников модели определенных количественных обязательств в противовес инерционному развитию патерналистской модели административного или налогового вмешательства.


Антон ГАЛЕНОВИЧ

Из ИТЭФ уволен знаменитый физик Данилов

Руководство Института теоретической и экспериментальной физики
НИЦ «Курчатовский институт» уволило известного российского физика,
члена-корреспондента РАН Михаила Данилова. Документ о его увольнении
имеется в распоряжении «Газеты.Ru», в нем говорится, что «вакансий, соответствующих Вашей квалификации, в настоящее время нет».

пятница, 30 октября 2015 г.

Пожарные Костромы замерзают на работе из-за проблем с арифметикой

машина пожарныхВ трех пожарных частях Костромы до сих пор не подключено отопление. Уже несколько дней в областном центре холодно, и идет снег. В помещениях, где располагаются пожарные, стужа. Проблема в том, что в прошлом году региональное управление МЧС ошиблось в расчетах при вычислении финансовых лимитов на отопительный сезон. Денег, перечисленных из федерального бюджета, оказалось недостаточно. В результате поставщик тепла, компания ТГК-2, сейчас отказывается отапливать три пожарных части Костромы.

Дмитрий Золотухин, первый заместитель начальника ГУ МЧС России по Костромской области: «Фигурируют различные цифры долга - и 319 тысяч, и 340 тысяч, и 350 тысяч. Мы собирали совещание, уверили поставщиков, что мы от своих обязательства не отказываемся. Будем решать вопрос, искать возможности погасить долг».


машина пожарных


За костромских пожарных вступились областные власти. Направлена телеграмма на имя руководителя МЧС России Владимира Пучкова с просьбой оперативно решить проблему с ликвидацией долга. Тем более, цена вопроса не заоблачная — около 300 тысяч рублей. Ответа из Москвы еще не получено. Поэтому региональные власти выделили пожарным дизельные тепловые пушки, с помощью которых брандмейстеры пока и согреваются на работе, сушат боевую одежду и пожарные рукава.

Тепловая пушка


Светлана Яруллина, Кострома





Пожарные Костромы замерзают на работе из-за проблем с арифметикой

четверг, 29 октября 2015 г.

Боевой робот «Нерехта» на страже мира

101Роботизированный боевой комплекс, который представили в 2015 году, назвали «Нерехтой».
Это небольшой старинный городок в 40 км от Костромы. Комплекс «Нерехта» был разработан в Коврове и вызвал огромный интерес у представителей Вооруженных Сил России. Эта разработка заинтересовала, прежде всего, руководство спецподразделений.Боевая машина имеет несколько функций: огневая поддержка и разведка. Каждый гусеничный комплекс может нести до 700 килограммов полезного груза. Командный пункт, оборудованный в автомобиле, может управлять сразу 18 роботами на расстоянии до 20 километров. Почему город Нерехта вызвал такой интерес у разработчиков боевого робота - неизвестно. Но, по всей видимости, теперь город станет известным на всю страну и за ее пределами.

Светлана Яруллина, Кострома


Боевой робот «Нерехта» на страже мира

У Майи Плисецкой обнаружился «сценический сын»

Репортеру «ЭкоГрада» Павлу Калашникову удалось переговорить со «сценическим сыном» Майи Плисецкой. Осип Лионович Тунинский, начальник отдела экологического просвещения дирекции природной территории «Кузьминки-Люблино». Тунинский рассказал о том, как ему с детства посчастливилось работать сразу с двумя легендами российской культуры - Галиной Вишневской и Майей Плисецкой. Что такого должен натворить обычный школьник, чтобы с ним в школу пришли не родители, а великая балерина. Как простому советскому ребенку, не родственнику кого-нибудь из той элиты, заслужить возможность ездить на черной «Волге» с личным водителем. Как работалось в одном коллективе с Майей Михайловной. И как заканчивается жизнь на подмостках. Честный и интересный разговор - о Майе Плисецкой и не только.







У Майи Плисецкой обнаружился «сценический сын»

Жители двух населенных пунктов в Макарьевском районе Костромской области отрезаны от цивилизации

1Обещанный в Департаменте транспорта 10-местный катер, который вот уже несколько дней должен курсировать по р. Унже, так и не заменил вышедший из строя паром.
Сро­ки во­зоб­новле­ния ра­боты Гор­чу­хин­ской пе­реп­ра­вы по­ка не на­зыва­ют­ся. Паром потребовал срочного ремонта. Как сообщают местные жители Горчухи и Красногорья, продовольственных запасов у них хватит, а вот в случае экстренных ситуаций скорая и пожарная машины должны будут ехать в объезд, а это лишних 40 км. Общественный транспорт в районе этих деревень не ходит, так что горчухинцам и красногорцам приходится добираться до "большой земли" на собственных плавсредствах

29 окт. в 15:21
Светлана Яруллина, Кострома




Жители двух населенных пунктов в Макарьевском районе Костромской области отрезаны от цивилизации

Россиянам предложат тур выходного дня в Арктику

Россияне смогут провести выходные в Арктике в рамках тура «Путешествие в
страну оленей». Как сообщает Ассоциация туроператоров России (АТОР),
поездку предложил московский туроператор, специализирующийся на круизах.

Медицинские мифы: опасно ли будить лунатиков?

Все говорят, что лунатиков будить нельзя, что это может плохо для них
кончиться. Но так ли это? Корреспондент BBC Future решила разобраться,
где миф, а где правда.

В Хабаровском крае из-за взрыва газа обрушился подъезд дома

Полиция эвакуирует жителей дома в поселке Корфовский Хабаровского края,
где произошел хлопок бытового газа, говорится в сообщении на сайте
краевого УМВД.

Китай обвинили в подмыве российских берегов

Китай, изменив направление реки Сунгачи, спровоцировал разлив
крупнейшего на Дальнем Востоке озера Ханка. К такому выводу пришел
директор Биолого-почвенного института Дальневосточного отделения
Российской академии наук (ДВО РАН) академик Юрий Журавлев. Об этом, как
передает РИА Новости, ученый сообщил журналистам в ходе международного
экофорума «Природа без границ».

Rutracker.org предложил проголосовать за судьбу ресурса

Руководство торрент-трекера rutracker.org предложило пользователям
выбрать один из двух вариантов стратегии, которой может придерживаться
ресурс в конфликте с правообладателями. Ссылка на форму для голосования
появилась на главной странице трекера 29 октября.

среда, 28 октября 2015 г.

Почему врач не сможет оказать вам помощь в самолете

Несколько дней назад внимание СМИ и пользователей социальных
сетей привлекла запись кандидата медицинских наук, заведующего
амбулаторно-поликлиническим отделением клиники Московской медицинской
академии имени И.М. Сеченова Антона Родионова, который на своей
страничке в Facebook опубликовал небольшой репортаж о спасении пассажира
с тяжелым абстинентным синдромом на рейсе Владивосток - Москва
авиакомпании "Аэрофлот". Пассажира удалось "откачать" благодаря участию
самого Родионова, а также его коллеги Игоря Сергиенко. Как сообщил сайт
MedPortal.ru,  в данный момент состояние пассажира не вызывает у врачей
опасений.

Россияне отменяют новогодние поездки

Резкое падение продаж почувствовали не только туроператоры, спрос на
бронирование у онлайн-сервисов для самостоятельных путешественников
также значительно сократился, интерес к новогодним поездкам снизился на
30-50 %. Ажиотаж на внутреннем рынке также угас, ездить в Сочи стало
слишком дорого.

Хэллоуин по-нашему. "Страшилки" разных народов

С начала 90-х в России начали проникать и приживаться праздники
нетрадиционные для нашей страны - день  Святого Валентина, день Святого
Патрика и грядущий Хэллоуин. 

Хэллоуин по-нашему. "Страшилки" разных народов

С начала 90-х в России начали проникать и приживаться праздники
нетрадиционные для нашей страны - день  Святого Валентина, день Святого
Патрика и грядущий Хэллоуин. 

Россию признали страной с несвободным интернетом

Неправительственная организация Freedom House признала Россию страной с несвободным интернетом.

Платные дороги: барьеры для развития

Расчеты на постепенное сокращение доли госинвестиций в проектах дорожных ГЧП не оправдались.

четверг, 22 октября 2015 г.

Джордж Лаврадор: «Тегеран-15»?

С борта самолета, прилетающего в аэропорт Имама Хомейни, освещенный Тегеран ночью выглядит удивительной драгоценностью. Это связано с горным рельефом в городе. Рядом с залом прилета можно запарковать машину без талонов, и это удивительно. Час ночи, дороги ночью свободны, и машина в Тегеране.
Город — огромный, наиболее длинная улица — Валиаз, с множеством магазинов и банков в северной части. Одну половину этой улицы снесли и сделали выделенную полосу для автобусов. Есть прокат велосипедов, но ими почти никто не пользуется. Молодежь знакомится на автомобилях в пробках. Движение транспорта в Тегеране очень своеобразное: по одной и той же полосе навстречу едут мотоциклисты, они же поперек движения по пешеходному переходу. Водители спокойные. Да, подрезают, да выходят из машины, когда подрезают, но разговор примерно такой: «Что ты делаешь?» Улицы и переулки названы иранскими именами. Парни отвинчивают таблички с соответствующим именем и дарят девушкам на день рождения. Арбузы в 4 раза дешевле, чем помидоры, но ценников в европейском смысле нет, цифры по-персидски, как и номера машин. Скоро сезон гранатов. Иран — это рай для вегетарианцев, особенно зимой. Дома без отопления, рамы одинарные, но в январе нужна куртка, а в конце октября удобнее ходить без пиджака. Мегафон ловится, МТС тоже, но постоянно просят денег за роуминг. Интернет очень медленный, фейсбук отключен. Тегеран показан для лечения от интернет-зависимости. Туристическую визу можно получить в аэропорту примерно за 80 долларов наличными или через банк «Мелли», и еще 25 долларов — страховка. Пачки по 25 паспортов на получение визы сдают группы из великой восточной страны, поэтому очередь за визой затягивается на 2 часа. Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать, поэтому приезжаете в Тегеран самостоятельно и фотографируете.

Переходим к предположениям и ожиданиям. Завтра в Тегеране состоится первый день переговоров в программе РАБОЧЕЙ ПОЕЗДКИ министра энергетики РФ А.В. Новака   в Исламскую Республику Иран (г. Тегеран, 20–22 октября 2015 г.) в качестве лидера многоотраслевой российской делегации, до 5 отраслей, до 20 московских руководителей. Всё бы хорошо, но в приоритетах и в участниках отсутствует экология. Как такое могло случиться после основополагающего выступления Президента России на 70-летии ООН, в том числе по приоритету природопользования, не понятно. Вообще, качество воздуха, смог в Тегеране являются главной проблемой. Районы города уже примерно 20 лет нумеруются по количеству деревьев. Первый район в городе — это тот, где больше всего деревьев.

Начинается и заканчивается визит встречей с министром связи и информационных технологий ИРИ Махмудом Ваэзи. Также запланированы встречи с министром жилищного строительства и транспорта ИРИ Аббасом Ахунди, министром энергетики ИРИ Хамидом Читчияном, министром экономики и финансов ИРИ Али Таэбния, министром нефти ИРИ Бижаном Намдаром Зангане, директором Центрального Банка ИРИ Валиоллой Сейфом (такая говорящая фамилия), вице-президентом ИРИ Эсхагом Джаганхири (Саадабад).

Можно предположить, что будет протокольная съемка и спецжурналисты из спецпула, вооруженные острыми карандашами и многочисленными аккредитациями, не зададут вопроса, почему в составе российской делегации нет специалистов по сельскому хозяйству и вообще никакого присутствия РАН.

Более важный вопрос такой: являются ли эти переговоры подготовкой встречи на более высоком уровне, например, визита Медведева? Или, кто его знает, извините за тавтологию, но возможности открывают возможности. Имеются в виду возможности калибра, открывают возможности встречи Путина и Обамы в Тегеране для установления новых мирных отношений между великими державами, как это было в Ялте и Тегеране при Сталине.

16e2f11051af180d1be7289c87571a4ebb7dd74b24966049Iran Kult 01 03n00187232-btahran-resimleri-3






Джордж Лаврадор: «Тегеран-15»?

вторник, 20 октября 2015 г.

Прогулка по Покровской ярмарке в Тамбове. Фоторепортаж





image 87В прошлые выходные в Тамбове проводилась V Международная Покровская ярмарка.
Проведение на Покров праздничных ярмарочных мероприятий стало уже традиционным.
Растет с каждым годом число участников, все насыщение и разнообразнее становится программа ярмарки.

На различных площадках выставлены для гостей и покупателей изделия местных ремесленников и мастеров, сувениры ручной работы, картины местных художников.
С выставленными чучелами кабана и тамбовского волка с удовольствием фотографировались не только дети, но и солидные гости ярмарки.
Вниманию наших читателей предоставил свои фотоснимки преподаватель Моршанской районной школы искусств Чекалин Александр Михайлович.

DSC 0181DSC 0875image 5image 13image 24image 25image 26image 27image 28image 29image 30image 31image 32image 33image 34image 35image 36image 37image 38image 39image 40image 43image 45image 46image 61image 62image 65image 72image 73image 74image 75image 76image 77image 78image 79image 80image 81image 82image 84image 87image 88
 Видео ТК"Новый век" Моршанск